Августовское совещание-2024
Резолюция краевого августовского совещания педагогических работников «Развитие суверенной национальной системы образования. Актуальные задачи региональной образовательной политики»
20-21 августа 2024 года состоялось краевое августовское совещание работников образования Камчатского края «Развитие суверенной национальной системы образования. Актуальные задачи региональной образовательной политики». В ходе пленарного заседания были рассмотрены вопросы, связанные с совершенствованием системы качества образования, реализацией мероприятий в рамках Года семьи, организацией воспитательной деятельности с детьми и молодежью, развитием системы организации профессиональной ориентации обучающихся, введением учебных предметов «Труд (технология)» и «Основы безопасности и защиты Родины». Модерируемые форматы групповой работы (круглые столы, стратегические сессии, семинары) позволили участникам августовского совещания выработать единство понимания концептуальных идей в развитии системы образования края и стратегий, механизмов и инструментов их реализации на ближайшую перспективу 2024-2025 учебного года. Ключевыми треками августовского совещания стали:
- Управление качеством образования в образовательной организации;
- Управление качеством образовательных результатов;
- Создание единого воспитательного пространства в образовательной организации;
- Развитие системы профориентационной работы в Камчатском крае;
- Введение учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»;
- Основные направления модернизации учебного предмета «Труд (технология)»
- Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в школе;
- Формирование осознанного родительства как вектор повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФОП ДО;
- Развитие IT-направления в Камчатском крае: точки пересечения в общем и дополнительном образовании; - Образовательные траектории детей с ограниченными возможностями и детей инвалидов;
- Семья и школа: основные направления деятельности психолого-педагогической службы.
Учитывая необходимость формирования общих подходов к управлению системой образования, обеспечения открытости образовательного процесса, повышения эффективности в работе по развитию суверенной национальной системы образования, участники совещания рекомендуют:
Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Камчатском крае:
- обеспечить участие образовательных организаций в мероприятиях по реализации региональных проектов в целях содействия достижению целей, показателей, результатов и контрольных точек, выполнению задач и мероприятий в соответствии с паспортами региональных проектов; - организовать учебный процесс в подведомственных школах на основе образовательных программ, разработанных и утвержденных на федеральном уровне;
- организовать работу методических служб, муниципальных методических объединений по оказанию помощи педагогам в вопросах реализации ФГОС, ФООП;
- организовать работу методических служб, муниципальных методических объединений по оказанию помощи педагогам в вопросах реализации учебных предметов «Труд (технология)» и ОБЗР;
- обеспечить и проконтролировать своевременное участие образовательных организаций муниципального образования в реализации проектов, направленных на повышение качества образования;
- скорректировать муниципальный план мероприятий по повышению качества образования на 2024/25 уч. г. на основе проведенного анализа результатов ГИА в срок до 20 сентября 2024 года;
- обеспечить участие педагогических и руководящих кадров в региональных проектах по повышению качества образования в 2024/25 уч. г.
- обеспечить повышение квалификации учителей, обучающиеся которых показали низкие образовательные результаты; - создать условия для профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров через внутришкольное и межшкольное взаимодействие, содействовать выявлению и распространению наиболее эффективных практик наставничества;
- обеспечить распространение успешных педагогических практик, поддержку новых образовательных инициатив, проектов, обеспечивающих решение задач духовно-нравственного и патриотического воспитания, обучающихся в муниципальном образовании/городском округе;
- принять меры и управленческие решения по развитию муниципальной системы военно-патриотического воспитания;
- продолжить создавать условия для реализации проекта осуществления профессиональной деятельности советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях муниципального образования;
- оказывать поддержку деятельности детских общественных организаций (Движение Первых, ЮНАРМИЯ, Орлята России) с целью максимального вовлечения в активную социальную практику детей и молодежи;
- обеспечить условия для реализации цифровых образовательных проектов и использования образовательных сервисов во всех видах образования, направленных на развитие IT-образования школьников;
-обеспечить реализацию на территории муниципального образования дополнительных образовательных услуг, отвечающих актуальным запросам семьи и общества;
- продолжить работу по созданию и развитию школьных театров и школьных спортивных клубов;
- активизировать работу по целевой подготовке выпускников для поступления на специальности, соответствующие приоритетным направлениям Камчатского края;
- содействовать открытию предпрофессиональных классов/групп в подведомственных общеобразовательных организациях;
- активизировать работу с реальным сектором экономики и учреждениями дополнительного и среднего профессионального образования в рамках сетевого взаимодействия путем проведения общих мероприятий (профессиональных проб, мастер-классов, экскурсий и других форматов взаимодействия);
- утвердить муниципальный план профориентационных мероприятий на 2024/25 уч. г. в срок до 27 августа 2024 года;
- назначить ответственного в муниципальном образовании/городском округе за организацию профориентационной деятельности, в том числе за реализацию проекта «Билет в будущее»;
- создать муниципальный межведомственный совет по профориентации, проводить заседания не реже, чем 1 раз в полугодие;
- проводить мониторинг реализации Единой модели профориентации не реже, чем 1 раз в квартал;
- активизировать работу по реализации профориентационного минимума с целью увеличения количества общеобразовательных организаций, реализующих основной и продвинутый уровни;
- содействовать формированию и развитию профессиональной компетенции педагогов, в том числе в части психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей), выявлению лучших практик по реализации задач в части создания условий для оказания психологической, педагогической и методической помощи и поддержки, консультирования родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развития детей, охраны и укрепления здоровья;
- содействовать созданию условий для формирования позитивного отношения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов к организации дошкольного образования, повышения удовлетворенности оказанием различных видов помощи семье по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
- содействовать выявлению лучших практик в сфере формирования традиционных семейных ценностей у обучающихся в образовательных организациях.
Образовательным организациям в Камчатском крае:
- провести анализ результатов государственной итоговой аттестации 2024 года и выявить образовательные дефициты обучающихся; - скорректировать планы мероприятий по повышению качества образовательных результатов, обучающихся на 2024/25 уч. г. на основе анализа результатов ГИА;
- организовать обсуждение результатов оценочных процедур (ГИА, ВПР и др.), реализации планов мероприятий по повышению качества образования за 2024–2025 учебный год на заседаниях методических объединений;
- с целью повышения объективности оценочных процедур организовать работу по повышению уровня профессиональной компетенции учителей по вопросам критериального и формирующего оценивания; - обеспечить повышение квалификации учителей, оказание методической помощи педагогам, обучающие которых показывают стабильно низкие образовательные результаты;
- внести изменения в штатное расписание, в кадровые документы работников, привести в соответствие с названием учебных предметов «ОБЗР» и Труд (технология) названия учебных кабинетов, разработать типовые должностные инструкции для преподавателей ОБЗР;
- обеспечить 100% повышение квалификации учителей, реализующих в новом учебном году программы по учебным предметам «ОБЗР» и «Труд» (технология);
- продолжить информационно-разъяснительную работу с родителями по вопросам введения ФГОС;
- проработать кадровый вопрос в части привлечения к преподаванию ОБЗР участников СВО;
- по возможности реализовать на практике изучения темы «Мир профессий», включенной в каждый модуль учебного предмета «Труд (технология);
- особое внимание уделить вопросу включения регионального компонента в содержание уроков учебного предмета «Труд» (технология); - обеспечить формирование системы личностных и метапредметных образовательных результатов, направленных на повышение качества освоения предметного содержания в соответствии с запланированными показателями ФГОС;
- организовать и провести в 2024-2025 учебном году День/неделю единого текста и День/неделю Единой инфографики;
- продолжить работу по повышению профессионального мастерства педагогических и руководящих работников, в том числе, с использованием персонифицированной модели повышения квалификации, построения индивидуальных образовательных маршрутов на базе выявленных профессиональных дефицитов педагогов и руководителей;
- совершенствовать внутреннюю систему стимулирования деятельности педагогических работников и специалистов в области воспитания, в том числе стимулировать к участию в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях по современным проблемам образования и воспитания, в региональных и федеральных проектах, мероприятиях, акциях;
- усилить работу по налаживанию взаимодействия с организациями среднего профессионального образования, информированию обучающихся о возможностях, которые имеются в Камчатском крае для получения востребованной профессии и дальнейшего трудоустройства;
- проводить мониторинг реализации Единой модели профориентации и предоставлять отчет ОМСУ (1 раз в квартал) согласно утвержденному плану профориентационных мероприятий на 2024/2025 учебный год;
- назначить администратора школы, ответственного за профориентационную деятельность в школе, в том числе за проект «Билет в будущее» (из числа управленческих кадров), прохождение администраторами школ образовательного интенсива для управленческих кадров на платформе «Билет в будущее»;
- предусмотреть включение в план работы ОО и педагогов-навигаторов на 2024/25 уч.г. профориентационных мероприятий проекта «Билет в будущее»;
- предусмотреть в расписании занятий образовательных организаций (6-11 классы) проведение профориентационных уроков «Россия – мои горизонты» (1 час) еженедельно (рекомендованный день недели – четверг);
- рекомендовать общеобразовательным организациям, в которых открыты профильные предпрофессиональные классы/группы планировать переход на продвинутый уровень реализации профминимума;
- реализовывать меры по совершенствованию систем воспитания общеобразовательных учреждений, актуализировать проведение воспитательных мероприятий с обучающимися всех уровней образования, направленных на формирование таких качеств как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством;
- руководителям образовательных организаций обеспечить повышение профессиональных компетенций педагогических работников в области воспитания, ответственных за организацию воспитательной работы и конструирование единого воспитательного пространства образовательных организаций;
- создавать условия для максимального вовлечения обучающихся в деятельность детских общественных объединений («Движение Первых», «Орлята России», «Навигаторы детства»), к участию в проекте «Наши Герои»;
- совершенствовать внутреннюю систему стимулирования результативности образовательной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, в том числе, стимулировать к участию в конкурсах профессионального мастерства и научно-практических конференциях по современным проблемам образования и воспитания;
- содействовать увеличению количества классов, реализующих «Уроки Добра» в рамках внеурочной деятельности;
- содействовать повышению квалификации педагогических работников (учителей начальных классов) по обучению преподавания модуля «Основы православной культуры» в рамках реализации курса ОРКСЭ;
- обеспечить использование сервисов цифровых образовательных платформ в образовательной практике учреждений;
- руководителям образовательных организаций организовать в педагогических коллективах, с привлечением родительского сообщества обсуждение проекта Концепции развития дошкольного образования (в срок до 15 сентября 2024 г.);
- создать условия для функционирования психологических служб в образовательных организациях и обеспечить повышение профессиональных компетенций педагогических работников в области создания психологически безопасной образовательной среды, ответственных за организацию воспитательной работы образовательных организаций;
- руководителям образовательных организаций обеспечить повышение профессиональных компетенций педагогов-психологов в области создания психологически безопасной образовательной среды;
- руководителям образовательных организаций обеспечить повышение профессиональных компетенций педагогических работников, педагогов - психологов в области создания условий для реализации задач просвещения родителей (законных представителей);
- активизировать работу по включению специалистов образовательных организаций в реализацию региональных проектов: «Повышение рождаемости», «Развитие сообщества профессионалов и родителей за ненасильственное воспитание», «Социальный театр».